Внимание! В эту субботу, 7 июня - День Ухогрыза. Приглашаются все желающие.
[ Войти · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Что я в книжке обнаружил и чего не обнаружил
TiphonDate: Суббота, 08.09.2007, 04:11 | Message # 16
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Вероятно уже запоздало, но хотелось бы обсудить несколько следующих моментов:

Лет 6 назад я столкнулся с той же необходимостью... В электронном самоучителе (правда, по гитаре) познакомить людей с нотной грамотой наиболее простым языком)) Тогда я заставлял несчастных мученников читать сеи материалы и говорить, что не понятно и как было бы лучше... Цель была ровно такая же, как и у вас - дать теорию не прекращая "щупать" инструмент, стараясь не задавить интерес. Было бы интересно обсудить это )) К сожалению, материала у меня не сохранилось, в смысле я не могу дать ссылку, где это будет. Но отчасти повторю)))

В той версии Вашей книги, которая сейчас у меня в руках, идет описание флейты после чего:
"А сейчас теориетическая часть"
Далее про нотный стан, про ноты, и т.д.

Но если человек действительно не знает, что такое ноты, то он в этом не будет ориентироваться. Наоборот это его может сбить.
Например, идут объяснения про скрипичный и басовый ключи. В помощь, что такое ключ идет только фраза " Ключ обозначает высоту звука". Но ученик (не знающий нот) пока в этом вообще ничего не смыслит. Даже если он помнит, что ре идет после до, он, вероятно, не знает, как они записываются на нотном стане. А тогда, что от ключа зависит на какой полоске будет какая нота – ему точно окажется не понять. Значит, в лучшем случае он поймет потом и вернется к этому в памяти.
По этому, можно (и даже, наверное хорошо) в главе про подготовку к игре сказать про нотный стан. Но коротко и «для затравки». "А сейчас нарисуйте в тетради вот так, если не купили нотную тетрадь. А что это значит - мы рассмотрим дальше, но оно нам обязательно понадобиться".

Далее, ноты в книге начинаются с одинокой соль, которую просится нарисовать пустой. Сбивает, то, что одна. Как показала тогда практика, если люди действительно не знали нот, то они путались в первую очередь на что тут смотреть, что значит верх – низ или право – лево. Что обозначает ноту. И т.д.

Лучший вариант - сначала дать человеку пощупать. «Вы зажали такие-то дырочки - нота ми, эти – фа...» И тут приступать к нотам:
1) Есть ноты «до ре ми фа соль ля си» - запомните эту последовательность, запишите, сделайте шпаргалку и подглядывайте!

А потом сразу подробно разобрать пример. Нотный стан. Половинка ми, четверти: фа соль. Такт. Далее, допустим, до ре ми фа. (Примерный пример)))
И разбирать: «давайте посмотрим, как же записываются эти ноты и как их играть» (о том, что есть 5 полосок, и они называются нотным станом, человек уже знает)
1. На какой полоске находится жирная точка – такая это нота. Вот ми, дальше на полоску выше – Фа, дальше (смотрите в шпаргалку) правильно – соль. (тут как наглядней – стрелочками можно, подписать и т.д.)
2. Как вы догадались, последовательность нот пишется слева на право. Значит, в нашем случае мы должны сыграть ми, потом фа, а потом соль. Если бы ноты были на одном уровне – то это означало бы аккорд, т.е. что они должны браться одновременно. Но к флейте это не относится.
3. Хвост и форма жирной точки – означает её длительность. В нашем случае первую ноту ми надо играть в два раза дольше, чем фа или соль. А эта вертикальная полоса обозначает такт. Что это такое вы узнаете в следующей главе про ритм.
4. Смотрите, у нас ми находится на самой нижней черте, что же делать с нотами, которые ниже ми? Тогда мы рисуем ноту примерно там, где должна была бы проходить соответствующая черта и, чтобы было понятно, рисуем черточки на этой ноте (ну не складно, но смысл фразы такой), смотрите на ноту до, ре и т.д.
5. На нотном стане могут встречаться еще обозначения дающие указания, как должна играться мелодия. Мы рассмотрим их, по мере… (опять же, тут смысл такой, что-то в четыре утра не складываются фразы)))

После этого можно давать и уже добивать ноты на любом уровне. Когда лучше давать информацию об октавах и т.д. – вопрос обсуждаемый. Основное, что я хочу сказать (ИМХО), что с нотами лучше порядок такой:

1. Дать потрогать. Сказать, что ноты есть до ре ми фа … Может тут и про октавы.
2. Сразу после этого просто разобрать простой пример, что же у нас нарисовано тут такое, как это читать и главное - играть.
3. Когда эти основы человек уже понял, можно продолжать с легато, диезами, бемолями, бекарами и т.д. Я, кстати, долго думал в свое время, как бы на диезах и бемолях обойтись без рисования фортепианной клавиатуры, но тоже тогда ничего более показательного в голову не пришло. С флейтой тут много проще, мало вариантов, как ту или иную ноту взять. А на уровне начального урока ноты берутся вообще однозначно.

Про ритм мне понравилось. Хочу добавить, очень наглядно смотрится кроме сложения нот сделать табличку в виде «кирпичиков». Самый высокий – целая на всю ширину, к ниму снизу прилегают 2 половинки и т.к. и с помощью такой таблички показать, как работают ноты с точкой и т.д.

З.Ы. Относительно того самого языка между зубами и "ту", ссылаясь на английскую литературу следует помнить, что в разговоре на английском языке обычное положение языка находится на задней части неба в то время, как в русском языке язык сдвинут близко к зубам. Простой пример: произнесите русскую букву "жжж", не убирайте язык с этого места и попробуйте что-нибудь сказать - у вас получится знатный английский акцент, правда, с русскими интонациями. Это стандартное положение языка в английском. Поэтому в английской литературе особый акцент уделяется тому, что при "ту" язык должен подходить к зубам. У нас же достаточно просто написать "ту" (что и сделано в книге)


Жизнь прекрасна. И плевать, что это не правда(с)

Это сообщение было отредактировано Tiphon - Суббота, 08.09.2007, 14:21 08.09.2007 в 04:11
 
AdminDate: Понедельник, 10.09.2007, 05:24 | Message # 17
Группа: Администраторы
Сообщений: 390
Статус: Offline
Спасибо за столь подробный разбор smile Учту.
Первую книгу буду переписывать сейчас всю. Надо упрощать. И мелодии кое-какие менять, и подачу материала, и в начале - в частности. Дать пощупать, да.... С аудио нормально будет дать пощупать. Без аудио - ну как-то не очень.
Спасибо smile
 
TiphonDate: Вторник, 11.09.2007, 03:36 | Message # 18
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Не за что) Если чем-то полезно, то и отлично.

Если соберетесь переписывать, то еще пару моментов хотел упомянуть.

В английской литературе я видел такой подход с "пощупать". Первые ноты которые давались сыграть, были соль, ля, си и (по моему, а может и нет) верхнее до. (Тоже сразу рассказывалось как ноты называются. )
Соль, ля, си берутся по-любому легко и с точки зрения пальцев, и с точки зрения дыхания. (В то время как правильно "зазвучать" нижнее до, когда я первый раз держал флейту в руках, стоило больших усилий.)
Попутно соль, ля и си они показывали, как записываются ноты. И далее путешествовали вместе с нотами по взятым звукам вниз от соль до пресловутого до. В заключении давали какую-то невероятно простую мелодию (по дырочкам) и показывали, как она будет на нотах.
Вероятно Вы тоже читали эту литературу, но если нет, то докладываю - что понравилось))))

При разборе забугрных названий нот, все же стоит упомянуть читателю, что вообще H - это бардовская и российская примочка и если они будут разбирать зарубежные ноты, то могут встретиться с отсутсвием Н, где B - си.

С ладами, тональностями, трезвучиями, ступенями и т.д. у вас отлично дано, тк.к. обычно в литературе это дается либо много менее понятно, либо очень обрезано. Главное, что вы прекрасно передаете простыми словами суть) А с другой стороны не приходится читать задом наоборот (Это когда читаешь определение термина, а в нем 3 других термина, листаешь назад, чтобы вспомнить термины, а в каждом определении еще 3 термина и так до начала))


Жизнь прекрасна. И плевать, что это не правда(с)

Это сообщение было отредактировано Tiphon - Вторник, 11.09.2007, 03:38 11.09.2007 в 03:36
 
AdminDate: Среда, 12.09.2007, 02:05 | Message # 19
Группа: Администраторы
Сообщений: 390
Статус: Offline
а про лады и т.д. - как бы ни было дано - я так понимаю, никто в это не въезжает особо.. увы sad
все говорили что висли на этих темах. эх.
 
TiphonDate: Суббота, 15.09.2007, 01:15 | Message # 20
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Т.е. не для целевой аудитории.
На самом деле, это не так... Давайте копать пока лопата не сломается:
Итак, целевая аудитория, это человек который может не знать нот, не знать ничего, но который хочет научиться играть на флейте.

Что им движет?(сейчас всё это, возможно, несколько банально звучит)

Он хочет научиться играть на флейте и ради этого он может идти на некоторые "жертвы".
Например, научиться нотной грамоте тк.к. с самого начала обучения флейте ему надо это сделать, чтобы что-то играть.

Но, когда начинаются темы про лады и т.д., в этот момент читатель не понимает зачем ему это надо. Мне кажется (судя по себе, хотя я несколько не в целевой аудитории) в этот момент вместо теоретических основ , у читателя главная проблема в "борьбе со своими пальцами". И хочется прочесть больше про технические подробности, как лучше тренироваться. Вот, тут на форуме есть тема про режим тренировок (что играть в реальном темпе нужно, только когда получается делать медленно), про трели (ведь каждый, кто не зная берет флейту, отчасти представляет собой это, ведь это красиво), как что-то делать правильнее и так далее. Я уверен, сейчас вы знаете, что и как из технической части дать в следующем издании книги, я просто к тому, что в тот момент, когда дальше начинается углубление в теорию "пользователю" еще не понятно зачем ему это надо. А значит он не готов тратить свои силы на поинмаение...

Давайте копать дальше.
А зачем же ему это надо?

Научившись азам флейты и нотной грамоте он сталкнется со следующим:

1. Некоторые мелодии, которые он захочет сыграть, под флейту ему придётся транспонировать с имеющихся нот . (И при том плясать в двух (почти) октавах)

2. Тк.к. некоторые ноты играть сложно, помогает иногда играть вариации, изменяя ноты на простые, где это возможно.

3. Подбирать мелодии по слуху. И сочинять свою музыку.

Наверное, можно еще что-то дописать, это просто вещи, которые приходят в голову сразу.
Главное, что либо человеку придется только рассчитывать на свою способность "чувствовать" музыку, либо он может не изобретать велосипед и знать чуть-чуть музыкальной теории.
т.е. сначала возможно надо объяснить: "А вы знаете, что на самом деле, для "всего этого" можно не изоретать велосипед (медведи на велосипедах))), а есть некая система, музыкальная теория, которая следует из самой природы звука. И если знать её, то небо будет в шоколаде, берега в молоке, а жизнь намного проще..."
И когда пользователь будет знать, зачем ему это надо, то мотивация разбирать и врубаться в эту теорию будет у него с полна. Возможно и сделать тогда после первых обучений нотам и т.д. главу посвещенную больше практическим вещам, как тренироваться, как делать то или иное. А после этого "А вот вы хотите играть незнакомые мелодии, брать любые, подбирать и т.д...")

Кстати, про целевую аудиторию) Целевая аудитория, судя по тому, как Вы её оцениваете и по тому, что написано на этом форуме - это люди не имеющие музыкального образования или имеющие не глубокое/забытое музыкальное образование. Однако если вводить в поисковике (Яндекс или Гугл) "самоучитель по блок флейте" "научиться играть на блок флейте" то ваша страничка окажется в первом листе и из этого первого листа она сейчас единственная по которой действительно нормально можно чему-то научиться. И если книгу начинает читать человек, который ноты знает, то он может просто бегло пролистывать моменты этой книги. Сейчас книга это позволяет. Хочется, чтобы это тоже осталось)


Жизнь прекрасна. И плевать, что это не правда(с)

Это сообщение было отредактировано Tiphon - Суббота, 15.09.2007, 01:18 15.09.2007 в 01:15
 
AdminDate: Суббота, 15.09.2007, 16:07 | Message # 21
Группа: Администраторы
Сообщений: 390
Статус: Offline
да, целевая аудитория - это наше всё...
упрощать и делать логичным для ЦА - только так можно получить качественный продукт )
а поисковики - это отдельный разговор wink с ними свои методы борьбы...
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz