Вероятно уже запоздало, но хотелось бы обсудить несколько следующих моментов: Лет 6 назад я столкнулся с той же необходимостью... В электронном самоучителе (правда, по гитаре) познакомить людей с нотной грамотой наиболее простым языком)) Тогда я заставлял несчастных мученников читать сеи материалы и говорить, что не понятно и как было бы лучше... Цель была ровно такая же, как и у вас - дать теорию не прекращая "щупать" инструмент, стараясь не задавить интерес. Было бы интересно обсудить это )) К сожалению, материала у меня не сохранилось, в смысле я не могу дать ссылку, где это будет. Но отчасти повторю)))
В той версии Вашей книги, которая сейчас у меня в руках, идет описание флейты после чего:
"А сейчас теориетическая часть"
Далее про нотный стан, про ноты, и т.д.
Но если человек действительно не знает, что такое ноты, то он в этом не будет ориентироваться. Наоборот это его может сбить.
Например, идут объяснения про скрипичный и басовый ключи. В помощь, что такое ключ идет только фраза " Ключ обозначает высоту звука". Но ученик (не знающий нот) пока в этом вообще ничего не смыслит. Даже если он помнит, что ре идет после до, он, вероятно, не знает, как они записываются на нотном стане. А тогда, что от ключа зависит на какой полоске будет какая нота – ему точно окажется не понять. Значит, в лучшем случае он поймет потом и вернется к этому в памяти.
По этому, можно (и даже, наверное хорошо) в главе про подготовку к игре сказать про нотный стан. Но коротко и «для затравки». "А сейчас нарисуйте в тетради вот так, если не купили нотную тетрадь. А что это значит - мы рассмотрим дальше, но оно нам обязательно понадобиться".
Далее, ноты в книге начинаются с одинокой соль, которую просится нарисовать пустой. Сбивает, то, что одна. Как показала тогда практика, если люди действительно не знали нот, то они путались в первую очередь на что тут смотреть, что значит верх – низ или право – лево. Что обозначает ноту. И т.д.
Лучший вариант - сначала дать человеку пощупать. «Вы зажали такие-то дырочки - нота ми, эти – фа...» И тут приступать к нотам:
1) Есть ноты «до ре ми фа соль ля си» - запомните эту последовательность, запишите, сделайте шпаргалку и подглядывайте!
А потом сразу подробно разобрать пример. Нотный стан. Половинка ми, четверти: фа соль. Такт. Далее, допустим, до ре ми фа. (Примерный пример)))
И разбирать: «давайте посмотрим, как же записываются эти ноты и как их играть» (о том, что есть 5 полосок, и они называются нотным станом, человек уже знает)
1. На какой полоске находится жирная точка – такая это нота. Вот ми, дальше на полоску выше – Фа, дальше (смотрите в шпаргалку) правильно – соль. (тут как наглядней – стрелочками можно, подписать и т.д.)
2. Как вы догадались, последовательность нот пишется слева на право. Значит, в нашем случае мы должны сыграть ми, потом фа, а потом соль. Если бы ноты были на одном уровне – то это означало бы аккорд, т.е. что они должны браться одновременно. Но к флейте это не относится.
3. Хвост и форма жирной точки – означает её длительность. В нашем случае первую ноту ми надо играть в два раза дольше, чем фа или соль. А эта вертикальная полоса обозначает такт. Что это такое вы узнаете в следующей главе про ритм.
4. Смотрите, у нас ми находится на самой нижней черте, что же делать с нотами, которые ниже ми? Тогда мы рисуем ноту примерно там, где должна была бы проходить соответствующая черта и, чтобы было понятно, рисуем черточки на этой ноте (ну не складно, но смысл фразы такой), смотрите на ноту до, ре и т.д.
5. На нотном стане могут встречаться еще обозначения дающие указания, как должна играться мелодия. Мы рассмотрим их, по мере… (опять же, тут смысл такой, что-то в четыре утра не складываются фразы)))
После этого можно давать и уже добивать ноты на любом уровне. Когда лучше давать информацию об октавах и т.д. – вопрос обсуждаемый. Основное, что я хочу сказать (ИМХО), что с нотами лучше порядок такой:
1. Дать потрогать. Сказать, что ноты есть до ре ми фа … Может тут и про октавы.
2. Сразу после этого просто разобрать простой пример, что же у нас нарисовано тут такое, как это читать и главное - играть.
3. Когда эти основы человек уже понял, можно продолжать с легато, диезами, бемолями, бекарами и т.д. Я, кстати, долго думал в свое время, как бы на диезах и бемолях обойтись без рисования фортепианной клавиатуры, но тоже тогда ничего более показательного в голову не пришло. С флейтой тут много проще, мало вариантов, как ту или иную ноту взять. А на уровне начального урока ноты берутся вообще однозначно.
Про ритм мне понравилось. Хочу добавить, очень наглядно смотрится кроме сложения нот сделать табличку в виде «кирпичиков». Самый высокий – целая на всю ширину, к ниму снизу прилегают 2 половинки и т.к. и с помощью такой таблички показать, как работают ноты с точкой и т.д.
З.Ы. Относительно того самого языка между зубами и "ту", ссылаясь на английскую литературу следует помнить, что в разговоре на английском языке обычное положение языка находится на задней части неба в то время, как в русском языке язык сдвинут близко к зубам. Простой пример: произнесите русскую букву "жжж", не убирайте язык с этого места и попробуйте что-нибудь сказать - у вас получится знатный английский акцент, правда, с русскими интонациями. Это стандартное положение языка в английском. Поэтому в английской литературе особый акцент уделяется тому, что при "ту" язык должен подходить к зубам. У нас же достаточно просто написать "ту" (что и сделано в книге)